Agence de France
     Представительство

Accueil
     Информация

Trocadero
     Студия дизайна



Алексей Зотов: о французской мебели и о себе

Своим основным занятием Алексей Зотов, директор московского агентства «ADF-Trocadero», считает популяризацию французской мебели в России. Большую часть своего времени он проводит в поездках. География его маршрутов — от Парижа до Иркутска. Во время последнего визита в Новосибирск Алексей Зотов поделился с нами своими представлениями о месте французской мебели в российском интерьерном дизайне. — Алексей, с какими французскими мебельными фабриками вы работаете?

— Я занимаюсь французской мебелью около десяти лет. Мое знакомство с ней началось в 1998 году, когда представители фабрики «GRANGE» впервые ступили на российскую землю. Я был в числе тех, кто встречал их и помогал их знакомству с Россией.
Потом я стал работать с другими фабриками, создал компанию, которая занимается продвижением французской мебели в России. Сегодня мы официально представляем несколько фабрик. В основном это производители топ-уровня. Очень известная фабрика «Brigitte Forestier», которая производит корпусную мебель. Фабрика «Duvivier» — генеральный партнер компании «GRANGE» по мягкой мебели. «COLLINET»

— фабрика, которая снабжает мебелью лучшие рестораны Франции и России. Фабрика «HAY» — производитель мебели очень хорошего уровня, она изготавливает любую мебель под заказ. Кроме того, мы работаем с «Etains du Prince», предлагающей разного рода интерьерные аксессуары из олова: картины, статуэтки и прочее. И еще одна фабрика — «DRIMMER». Она, в отличие от остальных, не входит в число топовых производителей, но тем не менее создает хорошие вещи средне-высокого уровня: интерьерные аксессуары и цветы, а также настольные лампы очень хорошего качества.

— Чем определялся выбор именно этих фабрик?

— Я никогда не работаю с фабриками, которые мне не нравятся, — только с теми, к которым лежит душа. Мне хочется, чтобы россияне оценили французскую мебель по достоинству, поэтому я стараюсь показывать самых лучших представителей. Французская мебель в России недооценена, а она вполне может претендовать на серьезное место на интерьерном рынке. И наша компания предпринимает все для того, чтобы исправить эту ситуацию. Так, например, на базе нашего шоу-рума мы планируем создать филиал группы французских экспортеров «GEM». Это будет своего рода посольство французской мебели в России. Там мы представим подробную информацию абсолютно обо всех французских фабриках (естественно, что о лучших ее представителях информации будет больше). Нам очень хочется концептуально развивать это направление.
Мне вообще кажется несправедливым, что в России так много итальянской мебели и так мало французской. Ведь французская мебель не просто красивая, она очень качественная. Однако проблема в том, что французы, в отличие от итальянцев, не так активно продвигают свою продукцию: они менее предприимчивы, не так следят за конъюнктурой рынка. Но они очень честны: к примеру, никогда не выдадут бумагу за массив. У них отличная мебель, но они не могут ее правильно преподнести — у них просто нет коммерческой жилки... И наша задача — показать российскому потребителю все достоинства этой продукции. Тем более что у нас-то коммерческая жилка есть!

— Существует мнение, что русские больше любят итальянский дизайн, отчасти потому, что русские и итальянцы внутренне чем-то похожи. Вы согласны с этим?

— Совершенно не согласен. Я скорее бы говорил о сходстве русской и французской души. Для меня это однозначно. Русские — очень чувствительная нация, и французы тоже, у них «âme» — душа — на первом месте... Я считаю, что русская и французская культура очень схожи. Вспомните хотя бы начало XIX века, когда Россия очень тесно взаимодействовала с Францией. У нас были популярными французские балы, из Франции приходила к нам мода на одежду, свободное владение французским языком было обязательным для образованных людей... За исключением войны с Наполеоном, наши страны на мировой арене никогда не были в оппозиции. Говорить о том, что Франция по духу дальше от России, чем Италия, —  нет, я с этим не согласен!
Наверное, тех, кому нравится итальянская мебель, много. Но тех, кому нравится французская мебель тоже много, и их становится все больше. Те, с кем я общаюсь, однозначно выбирают Францию. Французская мебель не лучше и не хуже, чем итальянская, она просто другая. Между прочим, когда итальянцы делают французский стиль — сразу видно, что это итальянская мебель. Даже португальская мебель, выполненная в стиле «Директория», — это не Франция. Я могу с одного взгляда отличить настоящую мебель французского производства от мебели, сделанной «под Францию».

— Можете ли вы охарактеризовать людей, которые в России предпочитают французскую мебель?

— Как правило, это люди старше 35 лет, потому что мебель преимущественно классическая. Это люди с устоявшимися взглядами, и к тому же с достатком, потому что это мебель для состоятельных людей. Хотя можно сравнительно недорого приобрести отличные вещи, например, очень красивые кровати, которые у нас стоят 12 — 13 тысяч рублей. Но для этого надо хорошо знать рынок.

— Вы говорите о французской мебели как о некоем стилевом единстве. Если это так, то в чем специфика французского мебельного стиля?

— Если говорить очень упрощенно, французский стиль — это прежде всего классическая мебель. Не современная, не авангардная, а именно классическая. Но специфическая черта французского мебельного дизайна заключается в том, что в предметах обстановки воспроизводятся стили разных исторических периодов. Так что, по мебели можно изучать историю Франции. Открываем, допустим, каталог «Collinet» по стульям — и видим: «Людовик XIII», «Людовик XIV», «Регентство», потом «Людовик XV» и «Людовик XVI», «Директория» и «Консульство», «Реставрация», «Луи Филипп», «Наполеон III»... Все есть!
Французский мебельный дизайн не просто перекликается с историей, он обусловлен историческими событиями. Возьмем, к примеру, «Регентство». Что это такое? Это стиль переходного периода — от Людовика XIV к Людовику XV, который длился с 1715 по 1723 годы. И в этот период мебель делали совершенно определенным образом — с плавными округлыми линиями, с красивым орнаментом, с завитками... Очень интересный стиль. А, скажем, стиль «Директория» сформировался всего за четыре года, с 1795 по 1799 годы (период правления Директории). Это на самом деле просто революционная мебель! В это время в дизайне стали уходить от прежней декоративности. Все прямое, упрощенное, никаких вам изысков. В декоре появился ромб: помните, Марат и все революционеры ходили в штанах, украшенных красным ромбом. Вот он и перекочевал на мебель...
В общем, французская мебель преимущественно классическая, но она неоднородна — в ней есть реплики разных исторических стилей.

— А современную мебель французы разве не делают? Ведь есть, к примеру, фабрика «ligne roset»?

— Да, «ligne roset» есть. Но я всегда спрашивал себя: как она могла появиться во Франции? Французы так не думают, у них другой менталитет... Мне кажется, это какая-то географическая ошибка. (Смеется.) К сожалению, в современной мебели французы не так сильны, они не всегда улавливают те вещи, которые прекрасно чувствуют итальянцы. Так что, «ligne roset» — это счастливое исключение. Там и с дизайном все очень хорошо, и продвижение грамотное.

— В России интерьер по-французски для многих ассоциируется в первую очередь со стилем «прованс».

— Да, это довольно распространенный стиль, у него есть своя ниша среди других интерьерных стилей, есть свои поклонники. Я думаю, где-то процентов 15 — 20 из продаваемой французской мебели составляют предметы в этом стиле. В этом направлении работают, в основном, фабрики, которые находятся на юге Франции. Например, «Bernard Siguier» — изготавливает только мебель в стиле «прованс». Колоссальное количество отделок, которые они могут делать — это просто потрясающе!
Что можно сказать про «прованс»? Интерьер в этом стиле имеет свою атмосферу, свою ауру. Он очень легкий, светлый... Вообще, Прованс — это место великолепное для жизни. Лаванда за окном, запахи юга... Настолько там все сошлось — просто идеально: и воздух, и вино, и еда,...и женщины. Все очень красиво!

— А у вас нет соблазна перебраться жить во Францию?

— У меня там много хороших друзей, и когда я выйду на пенсию, то, возможно, и перееду. У меня даже место присмотрено — на юге, в долине реки Луары. (Смеется.) Но пока я живу и работаю тут.

— Почему?

— Потому что если мы представляем фабрики на российском рынке, надо находиться здесь. Иначе людям правильно не расскажешь, не объяснишь.

— Как вы видите перспективы продвижения французской мебели в Сибири?

— Я думаю, что французская мебель в Сибири в недалеком будущем станет более популярной. Уже сейчас во многих городах к ней проявляют интерес: у нас есть партнеры в Кемерове, в ближайшее время там будет организована экспозиция, есть договоренность о сотрудничестве с Красноярском, под заказ поставляется мебель в Иркутск, в Сургут, в Тюмень и даже в Кызыл.
В Новосибирске я сотрудничаю с салоном «Неоклассик», в нем представлены лучшие фабрики, с хорошей продукцией, хорошим дизайном. Нужно отдать должное новосибирскому салону: здесь, на мой взгляд, очень грамотно сделана экспозиция. И наполнение магазина хорошее, и мебель достойно представлена — нет перегруженности аксессуарами. Дело в том, что классическое направление предусматривает обилие аксессуаров, и некоторые салоны слишком этим увлекаются. «Неоклассик» избежал ошибок, которые есть, например, в московском салоне «GRANGE» и в некоторых других салонах: там не видно мебели, потому что в глазах пестрит от аксессуаров. К недостаткам можно отнести местоположение салона и отсутствие декорирования витрин — ведь для классической мебели необходимы яркие, красиво оформленные витрины. Но, я уверен, что для «Неоклассика» это дело ближайшего будущего.

— Алексей, а какой мебелью пользуются сами французы? Предпочитают ли они мебель импортную или местного производства?

— Импортной мебели во Франции очень мало, разве что немецкая мебель пользуется спросом в Эльзасе и в Лотарингии, где сильно немецкое влияние. В основном, французы покупают свою мебель — так что, в этом вопросе они патриоты. Конечно, основная масса населения пользуется мебелью среднего уровня. Ее очень много, есть крупные сети магазинов, которые продают мебель для среднего класса.

— Простите за любопытство, но если у вас будет домик на юге Франции, то какой мебелью он будет обставлен?

— Я очень люблю кованую мебель, она внешне простая, а мне нравится простая мебель. Это вещи настолько приятные — легкие, очень французские... В столовой будут массивные состаренные дубовые столы, в доме обязательно будут подвалы, а в них непременно — винный погреб. Да, вот так: массивное дерево, каменная стена, кусок сыра, вино. И как дополнение — техника «Bang&Olufsen». (Смеется.) Но никаких вычурных вещей у меня не будет. Простые и милые вещи, среди которых очень приятно находиться. На веранде — столик, стулья, лавочка, и больше ничего не надо...


Марина Пляскина





© Copyright 2010 Trocadero. All Rights Reserved www.trocadero.ru